Создатель смоленской команды по мотоджимхане: «Хорошо бы не летать «как в последний раз»

Приближается мотосезон, и всем мотоциклистам было бы полезно вспомнить некоторые важные правила, которые позволят провести его с пользой и избежать неприятностей. В беседе с Глебом Симдянкиным – создателем смоленской команды по мотоджимхане мы обсудили основные «болевые точки», связанные с появлением мотоциклистов на дорогах.

— Транспорт по дорогам должен перемещаться согласно ПДД. Однако нарушения для многих стали нормой. Каково твоё мнение по этому поводу?
— Прежде всего, хочется напомнить, что ПДД созданы не для того, чтобы наказывать или зарабатывать на нарушителях, а дабы обеспечить безопасность всех людей. Основная сложность для мотоциклистов — это скоростной режим. Я не предлагаю формально до буквы и до запятой соблюдать то, что соблюдать вряд ли возможно, но главное, вы должны знать свой тормозной путь, за какое расстояние можете остановиться с вашей «крейсерской скорости».
— То есть, каждому мотоциклисту стоит провести некий тест: на прямой пустой дороге оттормозить со своей привычной скорости, чтобы узнать – каков его реальный тормозной путь.
— Да, причём желательно провести этот тест не один раз. Ведь дорога бывает разной. На мокрой дороге или при наличии песка под колёсами – торможение гораздо менее эффективно! И важно не только знать, за сколько метров ты способен остановиться, но и уметь грамотно тормозить (ведь необходимо не просто как-то остановиться, но и остаться при этом на 2 колесах)!
— Ещё один опасный для мотоциклистов момент – это закрытые повороты, без достаточной видимости. Давай лишний раз повторим очевидное – как проезжать такие участки?
— Если ты не знаешь, что там за поворотом впереди, «влетать» в него на большой скорости опасно. Если на этом участке дороги ты впервые в этом сезоне – хорошо бы его сначала проехать спокойно, убедиться всё ли в порядке с дорожным покрытием.
— Подводя итог этой теме – перечислим, какие факторы нужно учитывать, при движении в городе?
— Есть такое понятие как «дорожная ситуация». И на неё влияют не только ваши навыки, состояние дороги, но и другие факторы, которые вы контролировать не можете. Это машины, пешеходы, другие мотоциклисты. Хорошо бы не летать «как в последний раз» — а иметь возможность оттормозить или объехать внезапно возникшее препятствие, чем бы оно ни являлось: ямкой ли на дороге или автомобилем, водитель которого не заметил вас в зеркале.
— Не лишним будет упомянуть и экипировку мотоциклиста. В разгар жаркого лета можно увидеть граждан на «литрах» (мотоцикл с объёмом двигателя около 1000см3 – прим. автора), рассекающих в потоке машин и облачённых лишь в шлёпанцы и шорты. И их можно понять – жарко ведь!
— Здесь я не соглашусь! Экипировка нужна вся и всегда! Скорее всего, у вас нет «лишних» частей тела, которыми вы были бы готовы пожертвовать! Часто можно услышать мнение «ну я же не собираюсь падать!» — однако ситуация может не предоставить вам выбора. Экипировка реально спасает – за примерами далеко ходить не нужно, год назад нашего товарища Романа на светофоре сбила машина и проехала по голове (он был в шлеме, мы писали об этой аварии в прошлом году) – шлем это всё выдержал, Роман остался жив и уже вернулся за руль! Да, бывает жара, когда в кожаном комбезе реально сложно, но экип – также бывает разным. Понятное дело – шлем, он должен быть всегда по умолчанию, но на случай особой жары существуют «черепахи», отдельные защитные элементы на колени. Да, они защищают хуже, чем полноценный комбез, но это всё равно гораздо лучше, чем голые локти и колени!
— Как обстоят дела с навыками у мотоциклистов? Ведь все у кого есть права – закончили мотошколы, и должны, по идее всё знать и уметь!
— Не в обиду никому стоит отметить, что обычные мотошколы учат сдавать экзамен, а не ездить на мотоцикле! Сдав площадку в ГИБДД на школьном мотоцикле, человек пересаживается зачастую на мотоцикл, который в 10 раз мощнее и тяжелее втрое, чем тот на котором он учился ездить. И — основная проблема – когда возникает экстренная ситуация, у нас не остаётся времени подумать, срабатывают именно те навыки, которые тело «само знает». И если мы специально не тренировались тормозить и поворачивать – действия эти могут привести к печальным последствиям! Человек пугается, начинает крутить руль, зажимает все тормоза со всей силы, делая это одновременно – продолжает движение уже на боку.
— С учётом твоего спортивного опыта, я догадываюсь к чему ты клонишь – приезжайте все заниматься джимханой? А вот если человек не собирается заниматься мотоспортом всерьёз – какую пользу ему принесёт площадка на Окружной дороге, где тренируются спортсмены?
— В спорте, конечно, свои нюансы. Но у нас есть отдельные тренировки по воскресеньям для новичков. Особенно в начале сезона, уделяем этому повышенное внимание, рады видеть на площадке всех мотоциклистов, кто хочет повысить свои навыки вождения. Эти тренировки, кстати, бесплатны! Для новичков выставляются специальные фигуры из конусов, проезжая которые человек сможет отрабатывать базовые элементы управления мотоциклом – это повороты и торможения. Более того, практически любой спортсмен из команды будет готов помочь, ответить на вопросы, подсказать что-то по технике вождения.
— Расскажи подробнее, какие основные ошибки допускают новички, какие «лайфхаки» следует знать до того, как впервые приехать на площадку?
— Для многих это будут «прописные истины», но проговорить стоит! Во-первых, при торможении мы используем оба тормоза, но передний является основным. Во-вторых, при движении в городе, особенно в каком-то сложном месте – полезно держать 2 пальца на тормозной ручке, это экономит 8-10 метров тормозного пути. Третье – мы либо тормозим, либо поворачиваем. Это взаимоисключающие понятия, если у вас нет каких-либо навыков, то нажатие тормоза в повороте может закончиться падением. И четвертый, неочевидный момент — часто получается так, что мы неосознанно направляем мотоцикл именно туда, куда направлен взгляд и этой особенностью нужно пользоваться. В повороте или объезжая возникшее препятствие смотреть следует именно туда, где вы хотите проехать. Также важно понимать свои «лимиты» — если вы никогда не оттормаживали со 150 км/ч, возможно, и не стоит езду с этой скоростью делать «нормой жизни».
— И в завершение разговора, затронем одну сложную и важную тему. Это – проблема шума от мотоциклов в городе! Тренировки по мотоджимхане проходят за городом, но все мы рано или поздно оказываемся на городских улицах. Те эмоции, которые заставляют «откручивать» ручку газа, нам понятны, но всё же – есть ли компромисс между интересами мотоциклистов, и спокойным сном горожан?
— Да, это сложная тема. При этом мне понятны позиции обеих сторон. Я ведь одновременно и мотоциклист, и отец маленького ребёнка. И хорошо помню, что это такое — когда ты только-только уложил малыша спать, а за окном с воем пролетает какой-то мотобрат, и укачивание ребёнка начинается заново. Закрытые окна, кстати, эту проблему не решают!
С моей точки зрения в городе есть совсем немного тех мотоциклистов, кто прямо специально жёстко нарушает. Ведь даже «открученный» мотоцикл не так сильно шумит, если на него не поставлен прямоточный глушитель. Эта проблема есть и в ней реально пересекаются интересы: тех, кто купил мотоцикл, вложил в него много денег и теперь хочет им пользоваться, и тех – кто просто живёт в своём доме и хочет спокойно спать по ночам. Какого-то «соломонова решения» я не предложу, по крайней мере, сходу.

— Желание ощутить скорость, почувствовать особую атмосферу ночных поездок – понятно. И, уверен, прежде чем открутить ручку газа, любой здравомыслящий человек на секунду, на долю секунды задумывается – действительно ли это нужно делать именно здесь и сейчас?
Ведь люди, обернувшиеся на звук улетающего с рёвом мотоцикла, чаще произносят ругательства, чем слова восхищения! Давайте уважать друг друга и, по крайней мере, не усугублять проблему специально.

Никита Ионов.
Рабочий путь

Похожие новости:

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Метки:

 

Читайте также

Комментарии

Вы будете первым, кто оставит комментарий на данную новость.

Оставить комментарий