
Рынок — это совокупность сделок, совершаемых за определенный период времени.
Функции рынка:
— регулирующая (посредствам рыночного механизма через спрос, предложение и конкуренцию рынок устанавливает необходимые производственные пропорции в экономике.)
— ценообразующая (в результате рыночных отношений определяется цена)
— стимулирующая (рынок стимулирует использование достижений, научные исследования и опытно конструкторские разработки, стимулирует повышение качества, снижение затрат.)
-санирующая, т. е. санитарная — информационная (через отклонение спроса и предложения производители получают информацию о ценах на ресурсы)
-посредническая -дифференцирующая (рынок дифференцирует производительность на крупную, среднюю и мелкую)
Рыночная экономика обладает структурой, которая классифицируется по различным критериям:
1) По экономическому назначению рынки бывают:
— средств производства;
-рынок сырья ценных бумаг;
— товаров и услуг.
2) По степени ограничения конкуренции:
— совершенная калькуляция;
— рынок чистой монополии;
— олигополия.
3) По географическому положению:
— локальный (местный);
— национальный;
— региональный;
— мировой.
4) По отраслям:
— рынок автомобилей;
— зерна;
— нефти;
— земли.
5) По характеру продаж:
— опт;
— розница.
Любой из этих рынков обладает структурой, которая называется и инфраструктурой. Инфраструктура рынка – это совокупность специализированных учреждений, организаций и вспомогательных служб, обеспечивающих более эффективное функционирование рынка. Финансовый рынок обеспечен инфраструктурой: банки, фондовые биржи, пункты обмена валюты, страховые компании.
Механизм функционирования рынка. Законы предложения и спроса . Равновесная цена рынка. Функционирование экономики обеспечивается хозяйствующими субъектами:
— домохозяйство (семья, человек);
— фирмы или предприятия;
— государство.
Объекты рынка – это всё то по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Элементы рыночного механизма:
— конкуренция;
— спрос;
— предложение.
Неценовые факторы спроса:
— уровень доходов потребителя;
— вкусы, предпочтения потребителя;
-реклама, дизайн, сервисное обслуживание.
Ценовой фактор — цена. На спрос влияют наличие товаров заменителей (субституты). Наличие товаров взаимодополняющих (комплемент).
Ценовой фактор-цена на ресурсы. Неценовые факторы — это технология, налоги, дотации, субсидии инвесторам. Если наложить кривые спроса и предложения = равновесие на рынке, получается точка — идеальный вариант. Если цена ниже точки равновесия, то мы наблюдаем дефицит . Если цена выше точки равновесия, то мы наблюдаем переизбыток. Существует исключение в законе Гиффена: на низкокачественные товары увеличивается спрос. Эффект Веблена: при увеличении цен на товары роскоши увеличивается и спрос на них.
Автор: Тарас Радуга
Комментарии
Вы будете первым, кто оставит комментарий на данную новость.