Сущность, функции и структура рынка

Рынок — это совокупность сделок, совершаемых за определенный период времени.

Функции рынка:

— регулирующая (посредствам рыночного механизма через спрос, предложение и конкуренцию рынок устанавливает необходимые производственные пропорции в экономике.)

— ценообразующая (в результате рыночных отношений определяется цена)

— стимулирующая (рынок стимулирует использование достижений, научные исследования и опытно конструкторские разработки, стимулирует повышение качества, снижение затрат.)

-санирующая, т. е. санитарная — информационная (через отклонение спроса и предложения производители получают информацию о ценах на ресурсы)

-посредническая -дифференцирующая (рынок дифференцирует производительность на крупную, среднюю и мелкую)

Рыночная экономика обладает структурой, которая классифицируется по различным критериям:

1) По экономическому назначению рынки бывают:

— средств производства;

-рынок сырья ценных бумаг;

— товаров и услуг.

2) По степени ограничения конкуренции:

— совершенная калькуляция;

— рынок чистой монополии;

— олигополия.

3) По географическому положению:

— локальный (местный);

— национальный;

— региональный;

— мировой.

4) По отраслям:

— рынок автомобилей;

— зерна;

— нефти;

— земли.

5) По характеру продаж:

— опт;

— розница.

Любой из этих рынков обладает структурой, которая называется и инфраструктурой. Инфраструктура рынка – это совокупность специализированных учреждений, организаций и вспомогательных служб, обеспечивающих более эффективное функционирование рынка. Финансовый рынок обеспечен инфраструктурой: банки, фондовые биржи, пункты обмена валюты, страховые компании.

Механизм функционирования рынка. Законы предложения и спроса . Равновесная цена рынка. Функционирование экономики обеспечивается хозяйствующими субъектами:

— домохозяйство (семья, человек);

— фирмы или предприятия;

— государство.

Объекты рынка – это всё то по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Элементы рыночного механизма:

— конкуренция;

— спрос;

— предложение.

Неценовые факторы спроса:

— уровень доходов потребителя;

— вкусы, предпочтения потребителя;

-реклама, дизайн, сервисное обслуживание.

Ценовой фактор — цена. На спрос влияют наличие товаров заменителей (субституты). Наличие товаров взаимодополняющих (комплемент).

Ценовой фактор-цена на ресурсы. Неценовые факторы — это технология, налоги, дотации, субсидии инвесторам. Если наложить кривые спроса и предложения = равновесие на рынке, получается точка — идеальный вариант. Если цена ниже точки равновесия, то мы наблюдаем дефицит . Если цена выше точки равновесия, то мы наблюдаем переизбыток. Существует исключение в законе Гиффена: на низкокачественные товары увеличивается спрос. Эффект Веблена: при увеличении цен на товары роскоши увеличивается и спрос на них.

Автор: Тарас Радуга

Похожие новости:

Метки:

 

Читайте также

Комментарии

Вы будете первым, кто оставит комментарий на данную новость.

Оставить комментарий