«Чемпион мира» в Смоленске: антишахматы

В канун новогодних праздников в российский прокат вышел блокбастер «Чемпион мира» Алексея Сидорова, рассказывающий о шахматном матче 1978 года в Багио между Виктором Корчным, в 1976 году эмигрировавшим из СССР, и Анатолием Карповым. Несмотря на мощную рекламную компанию (к картине приложила руку студия Никиты Михалкова «ТриТэ»), по мнению кинокритика Антона Долина, «Чемпион мира» стал худшей из режиссерских работ Сидорова. Возглавить прокат картине так и не удалось.

Игра с Дьяволом

Виктор Корчной в фильме запредельно демонизирован и представлен как абсолютное зло. Гроссмейстер – перебежчик Константина Хабенского – омерзительно прекрасен и гнусен, алчен и злобен. Он всем сердцем ненавидит бывшую родину, пренебрежительно вытолкнувшую его из социалистического «рая» и стершую малейшую память о нем в Советском Союзе (реальный факт — из библиотек изъяли всю литературу, в которой упоминалась фамилия Корчной).

В зеркальных очках Корчного разве что огоньки адского пламени не пляшут! Он всемогущ и демонстрирует Карпову свое превосходство и давит противника изощренной мощью ума. Его искренне хочется ненавидеть. Да что там ненавидеть, задавить эту желчную, брызжущую ядом гадину! Корчной Сидорова чахнет над златом, трясется над каждым рублем и, не выдержав унизительного урезания зарплаты, требует политического убежища в полицейском участке Амстердама. Уж больно азартен Виктор Львович, склонный к петушиным боям с высокими ставками. В фильме первенство мира за чемпионское звание – тот же петушиный бой, доведенный до гротеска. Корчной постоянно нарушает правила во время напряженного матча, со смаком хомячит хот-дог, издавая при этом гнусные звуки, и угрожает «гаденышу» Карпову, что он его изничтожит. «Того и гляди ножом пырнет!» — звучит реплика с экрана. Ну, не пырнет, так лягнет ногой под столом (он же «запинал до больницы Петросяна»), швырнет в противника ферзем или демонстративно начнет водить по шахматной доске счетчиком Гейгера.

Противостояние двух интеллектов показано в метафорической форме рыцарского поединка в формате Холодной войны, которую ведут две Системы. Жертва коммунизма представляет могущественный капиталистический Запад, задача молодого и перспективного чемпиона — отстоять шахматное первенство в мире СССР. Амбициозному Карпову (разница между ним и Корчным в 20 лет) кровь из носу (а она и польется от перенапряжения) нужно доказать всему миру, что он не «бумажный чемпион», и одолеть позорно сбежавшего из страны предателя.

Многие видят плюс в изобилии компьютерной графики, с которой команда Сидорова явно переборщила. Игра в шахматы насыщена психологическими нюансами, показать которые такому слабому актеру, каким, собственно, и является Иван Янковский (Карпов), сыграть не представляется возможным. Вот и приходится прибегать к визуализации военных действий в воображении игроков, хитросплетении нейронных связей в мозгу спортсменов и географических локаций чемпионатов, которые подсказывают варианты ходов и всевозможных защит и больше похожи на карты военных действий. Добро противостоит Злу, над филиппинским Багио взовьется алое серпасто — молоткастое знамя!

Подтверждение тому, что Карпов играет с возведенным в абсолют Злом, — старинная гравюра, изображающая игрока, который режется в шахматы с Дьяволом. Неизвестно по какой причине (в жизни Фишер с Карповым не контачили и дружбу не водили) в кино легендарный Бобби дарит Анатолию эту работу. В конце фильма советский шахматист пошлет ее в дар расстроенному Корчному. Смысловой подтекст очевиден: гроссмейстер ступил на темную сторону, вот и утратил возможность заполучить корону. Тройка, семерка… пиковая дама!

И нечего было на помощь экстрасенсов и каких-то зловещих личностей из тайного общества Ананда Марга призывать, гремучих змей в постель Анатолию Карпову подкладывать и вызывать у будущего чемпиона мира депривацию сна будильниками и вертолетами!

Вот такие перегибы и исторические несостыковки в пользу придания сюжету драматизма и остроты, хоть в качестве консультанта «Чемпиона мира» и выступил известный шахматный историк и куратор музея шахмат Центрального дома шахматиста Дмитрий Олейников.

«Виктор Грозный». Беглец — одиночка

Корчной действительно отличался весьма эксцентричным нравом и вел игру на грани фола. Был колким, язвительным, даже злым, если это подхлестывало и двигало вперед, навстречу победам. Не жалел ни себя, ни противника. Но, нужно отдать должное «Виктору Грозному», как его окрестили газетчики, он не был воплощением абсолютного зла. Скорее, самым достойным и сильным шахматистом в истории из тех, которому так и не довелось взойти на трон чемпиона мира.

Ему была свойственна жертвенность, железная сила воли и готовность идти напролом. По словам самого Виктора Корчного, «выдающимися дарованиями в детстве не отличался, выделялся в основном лишь упорством и настойчивостью». Свою «слабость» он компенсировал адским трудом и беззаветной любовью к шахматам, в которые играл даже в умирающем от голода блокадном Ленинграде. Его первым заметным успехом стала победа в чемпионате СССР среди школьников 1947 года. В Корчном, в Геллере, Петросяне, Спасском, а чуть позже – в Тале и Штейне, видели новое поколение воспитанников советской шахматной школы, которые должны были прийти на смену бывалым Ботвиннику, Кересу, Смыслову, Болеславскому. Он медленно и упорно шел к победе в главном турнире страны, и в 1960-м, в родном Ленинграде с восьмой (!) попытки отпраздновал первый успех.

«Стиль шахматиста должен был соответствовать характеру, отражать его особенности, – вспоминал Виктор. – Мне было ясно, что в жизни я совсем не такой, как в шахматной игре. Активен, никогда не скрываю своих намерений, я агрессивен! Надо бороться за инициативу в партии, а не обезоруживать ее. Навязывать свою волю. Так я начал учиться играть активно!»

В 1965 году Корчной взял первое место на чемпионате СССР. На его счету было целых 11 побед и ни одного поражения. Впервые в турнире! В 1970 году он снова с триумфом взошел на шахматный Олимп Советского Союза, в четвертый раз в карьере выиграв чемпионат.

В июле 1976 года Корчной, осознав, что ставки делают не на него, а на более перспективного Анатолия Карпова, зайдет в полицейский участок Амстердама и попросит политического убежища: «Я принял решение еще в конце декабря 1974-го: чтобы спасти себя как шахматиста, мне следует уехать!»

И чтобы в 1978-м в далеком Багио под безликим званием «претендент» (отныне упоминать его имя в СССР было строжайше запрещено) снова сойтись с Анатолием Карповым в поединке. Это Корчной, а не Карпов, испытал на себе всю мощь Советского Союза, навалившегося на шахматиста силами спецслужб и шахматной командой будущего чемпиона.

Башня набекрень

И это далеко не первая оглушительная новогодняя неудача очень сильного, в сущности, кинематографиста Алексея Сидорова. Его «Т-34», выкатившийся на экран 1 января 2019 года и снятый в стиле компьютерной стрелялки World of Tanks, оказался не менее лживым и клипмейкерским. Режиссер нисколько несумляшисе эксплуатирует сюжет военной драмы Никиты Курихина и Леонида Менакера «Жаворонок» (1964). Нетрудно догадаться, что авторы альтернативной военной истории предпочли об этом умолчать. Сравнение двух фильмов не в пользу «Т-34» ни по накалу страстей, ни по идее, заложенной в фильме. Леонид Менакер любил говорить, что «…хороший фильм можно снять и по газетной публикации…». Зачем читать газеты, рыться в архивах и приглашать консультантов, когда фантазия фонтанирует?

Горько и больно видеть, как живая история становится даже уже не легендой, а новогодним мифом, превращенным в рекламную ура — компанию для ура-патриотов, которые, посмотрев «Т-34», натужно восхищаются эффектной пустышкой с бюджетом в 600 миллионов рублей. Пустышкой, которую ее создатели даже не сумели достойно завершить, оборвав картину на полуслове.

Сейчас стало хорошим тоном отлавливать зрителей после сеанса и на камеру спрашивать, понравился им фильм, или нет. Зрительская ажитация предсказуема: «эмоции захлестывают», «зрелищный», «до мурашек»! Сказать-то и нечего, особенно, если не вникать в суть вопроса и оперировать сугубо эмоциональным восприятием киноиллюзии.

Если бы тележурналист спросил у меня «про впечатления», мои впечатления уж точно пошли бы в разрез с рекламной компанией блокбастера, который напрочь сносит зрителю башню. Оказывается, военнопленным в лагере Ордруф не так уж и дурно жилось. Судя по всему, они и барбершопы посещали, уж больно живописна борода главного героя Коли Ивушкина (Александр Петров), который умудрился отрастить стильную поросль в концлагере, где заключенных обривали наголо, боясь тифозных вшей. А как он выжил, попав в плен в 1941 году, одному Богу известно. И не просто выжил, но и сохранил прекрасную физическую форму, потребляя в сутки 0,75 литра брюквы и 200 грамм эрзаца, да еще семь (!) раз пытаясь сбежать из плена. Добрые и заботливые ему фашисты попадались, которые изо всех сил стремились помочь Ивушкину разобраться в его сложном внутреннем мире! И даже плетьми секли явно в поучительных целях.

Не говоря уже о задушевных беседах под коньячок немецкого былинного «Зигфрида» — танкового аса штандартенфюрера Клауса Ягера — с советским «Иисусом» и затеянном ими впоследствии исполненном благородства гладиаторском поединке. Симпатичный Клаус (Винценц Кифер) даже готов слезу пустить, когда узнает имя своего героического антипода.

Пока взрослые мальчики азартно гонялись друг за другом на танках, у меня возник закономерный вопрос: зачем Алексею Сидорову понадобилось снимать этот захватывающий компьютерный квест? Бездушный, поверхностный, лишенный малейшего понимания, что такое настоящая ВОЙНА. Все в этом недалеком и идеологически вредном фильме дурно, все! «Т-34» — выморочный зрелищный аттракцион в IMAX, который оскорбляет память павших. Тех, кто в отличие от сказочных персонажей сидоровской бронированной пулялки, одобренной Министерством культуры РФ, не вернулся с полей сражений.

Шахматы – игра настоящих мужчин

Возвращаясь к «Чемпиону мира», скажу одно: эта картина все-таки выполнила важнейшую задачу – она возвращает утраченный интерес к шахматам. Виртуозной, увлекательнейшей многоходовой игре, которая доказывает, насколько велики возможности человеческого мозга, когда мозг работает со скоростью ультрасовременного компьютера. В фильме звучат имена великих гроссмейстеров, упоминаются знаковые матчи. Шахматы представлены как игра, которая ничуть по накалу страстей не уступает хоккею или футболу.

Да и самому Анатолию Карпову «Чемпион мира» пришелся по душе, и душой он не кривил. Кстати, накануне Нового года знаменитый шахматист приехал в Смоленск, в котором не был более десяти лет. Рабочий визит многократного чемпиона мира был приурочен к его 70-летию и выходу на экран автобиографического блокбастера.

Быть может, когда-нибудь и Смоленск чудесным образом превратится в шахматную столицу России: международный гроссмейстер рассказал на встрече с городской главой Андреем Борисовым о своем проекте «Шахматы в школу», развитием и продвижением которого он занимается, а также об опыте российских городов по введению в дошкольных учреждениях и школах занятий по шахматам.

Шахматы – игра настоящих мужчин. Быть может, опыт Карпова будет и Смоленску полезен?

Фото Яндекс

Автор: Анастасия Петракова , Рабочий путь

Похожие новости:

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Метки:

 

Читайте также

Комментарии

Вы будете первым, кто оставит комментарий на данную новость.

Оставить комментарий