Три секунды триумфа

В канун Нового года на российском экране состоялась Всероссийская премьера блокбастера Антона Мегердичева «Движение вверх».

Перед Олимпийскими играми 1972 года в Мюнхене руководство спорткомитета делает ставку на нового тренера советской сборной по баскетболу – на наставника ленинградского «Спартака» Владимира Кондрашина. В фильме Мегердичева фамилия тренера изменена – перед героем Владимира Машкова, тренером Гаранжиным, ставится задача достойно выступить на крупнейших соревнованиях в год 50-летия СССР. Ему необходимо вдохновить команду и убедить игроков в том, что они могут обыграть непобедимых с 1936 года американцев. Исход финального поединка со сборной США решается в последние три секунды матча.

Массированная реклама продукции студии «ТриТэ» Никиты Михалкова и телеканала «России-1», несомненно, вызвала огромный интерес аудитории к событиям 45-летней давности. Один из асов российского продюсерского цеха, Сергей Сельянов, назвал основанную на реальных событиях спортивную драму Антона Мегердичева крупнейшим, масштабным проектом года и очевидным прорывом в отечественной кинематографии.

Действительно, после умеренно сентиментальной «Легенды №17» Николая Лебедева динамичное «Движение вверх» заслуживает большего внимания и критиков, и публики. Да и время такое настало, когда русским пора получить жесткую эмоциональную встряску и вновь испытать гордость за трудовые и спортивные подвиги людей, живших в СССР. И, как в прежние годы, болеть за спортсменов, выходивших на мировую арену не ради бешеных денег, — они сражались за Родину, отстаивали ее интересы на ринге, льду, баскетбольной площадке.

Фильм «Движение вверх» — важное и своевременное явление в плоскости «важнейшего из искусств». Ведь сегодня мы, забыв, что спорт представляет собой «мирную» разновидность противостояния сверхдержав, перестали следить за успехами олимпийских чемпионов, бьющихся за золото и серебро под нейтральным флагом. В сущности, биться не за страну – за себя, в «индивидуальном зачете».

Замешанные на допинге скандалы выхолостили не только самую суть спорта, но и нанесли серьезный удар по российскому национальному самосознанию и менталитету. Под идейным лозунгом «О спорт, ты – мир!» всегда подразумевалось совершенно иное. Повторюсь: спорт был, есть и остается схваткой, где за фигурами спортсменов стоят враждующие государства и проливается настоящая кровь, а раненых выбрасывают за борт.

Именно поэтому «Движение вверх», отсылающее нас к былой славе советского спорта, смотрится на одном дыхании, как захватывающий матч в прямом эфире, когда не знаешь финального результата игры. Череда соревнований, перемежающихся личными перипетиями главных героев, показана остро, динамично, на обостренном донельзя нерве. Градус спортивной и психологической динамики зашкаливает: зритель готов выпрыгнуть из кресла, когда видит на экране феноменальный бросок баскетболиста Александра Белова (Иван Колесников), получившего передачу от Ивана Едешко. Именно этот рывок позволил сборной СССР вырвать победу в последние три секунды у не знавших поражения американцев.

Герой Машкова, тренер Владимир Гаранжин, как всегда, по-мужски притягателен и драматичен. Он практически в одиночку борется с системой (да, создатели блокбастера и на сей раз не ушли от заштампованных стандартов показа «кухни» советского спорта). Гаранжин с пеной у рта доказывает, что победить американцев можно только в том случае, если биться с ними по принципу жестокой «контактной игры». Играть, нарушая, но по правилам. Иначе – фиаско! Единственный человек, разделяющий его мировоззрение, Сергей Башкин (Андрей Смоляков), помощник главного тренера сборной СССР.

Гаранжин сплачивает команду, превращая разношерстный состав в единое целое – мощное ядро, способное пробить брешь в броне американцев. Добиться этого нелегко: сборная многонациональная, и каждый игрок ставит свои жизненные приоритеты выше общественных. Литовец Модестас Паулаускас готовится сбежать за границу, грузины бросают игру ради свадьбы в родном селении… Игроков постепенно засасывает «капиталистическое болото» — дубленки, валюта, красивые картинки «сладкой» западной жизни постепенно изменяют их отношение к жизни. Последним, защищающим Родину форпостом остается их тренер Гаранжин – стальной человек с магнетическим взглядом, изнывающий от внутренней боли. Гаранжин несчастлив – его парализованному сыну нужна сложнейшая операция. Поднять на ноги мальчика можно только в западной клинике. Но Родина превыше денег и личных взаимоотношений в семье – Гаранжин одержим победой в схватке с американцами, и эта одержимость передается по цепочке спортивной семье тренера – игрокам сборной. Гаранжин выбирает баскетбол и отдает все деньги, необходимые для операции сына, на лечение центрового Александра Белова в американской клинике. Иначе поступить он не может, делая на Белова главную ставку в игре.

Явный недостаток картины – примитивизм психологических шаблонов, штрихами обрисовывающих события 45-летней давности. Будто из картона вырезаны! Но именно они дают представление, насколько тяжело далась нам победа в Мюнхене – на фоне давления советских идеологических догм, нешуточного империалистического прессинга и кровавого теракта, совершенного членами террористической палестинской организации «Черный сентябрь», жертвами которого стали 11 членов израильской олимпийской сборной.

Кстати, эпизод с Александром Беловым еще до выхода фильма в прокат вызвал резкую критику вдов Владимира Кондрашина и Александра Белова. Дело дошло до судебных исков. Основание – вторжение в частную жизнь и искажение реальных событий. Вдовы ополчились и на консультанта картины, Ивана Едешко, заявив, что Александр Белов не был смертельно болен во время Олимпийских игр в Мюнхене. Тем не менее, создатели картины утверждают, что эта история правдива. Драматизм ситуации заключается в том, что у Белова перед Олимпиадой действительно произошел сердечный приступ. Врачи запретили ему играть в баскетбол: напряженные тренировки и перегрузки приведут олимпийца к смерти. Но он принял решение играть. И победил американцев, превозмогая смертельный недуг!

После спецпоказа блокбастера в Москве многие не только рыдали в финальной сцене, но и обвинили Антона Мергидичева и студию «ТриТэ» в «квасном патриотизме» и американизации отечественного кино, заточенного на зрелищный мейнстрим.

Бог им судья – сегодня зрителю нужны фильмы, прошибающие на скупую слезу и возвращающие нас к истокам былой славы советского спорта, как ни пафосно это звучит. Народ, погрязший в бытовых неурядицах и постоянной нехватке средств к существованию, остро нуждается в национальной идее. Не будет гордости за Отечество, развалится на куски и Россия – если не

устояла такая махина, каким был железный СССР.

P.S.

В 2002 году баскетболист и участник финальной игры Том Макмиллен, став конгрессменом, обратился с официальным письмом в Международный олимпийский комитет с просьбой пересмотреть результат матча, перевернувшего представление о советском баскетболе.

Американцы до сих пор помнят Мюнхен. Они не смирились со своим поражением. Их серебряные медали лежат в сейфе Олимпийского музея (Лозанна)…
Рабочий путь

Похожие новости:

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Метки:

 

Читайте также

Комментарии

Вы будете первым, кто оставит комментарий на данную новость.

Оставить комментарий