«Есенин русского футбола» и «Черный паук» с «Золотым мячом»

Пандемия нанесла сокрушительный удар по индустрии мирового кино. Студии приостановили производство проектов, многие заявленные на весну и широко разрекламированные премьеры так и не состоялись — кинотеатры закрыты. В результате некоторые российские компании решились на радикальный шаг — пошли на интересный эксперимент, запустив блокбастеры в онлайн-кинотеатрах.
Один из примеров — триллер Егора Абраменко «Спутник», который должен был выйти в прокат 16 апреля, однако зрителю посчастливилось посмотреть его дома, причем совершенно бесплатно, начиная с 23 апреля. Аналогичная история произошла и с «Феей» Анны Меликян (в главной роли — Константин Хабенский), запланированной на 30 апреля.
16 апреля мы с нетерпением ждали, пожалуй, самую громкую премьеру весны-2020 — спортивную драму Ильи Учителя «Стрельцов», в которой «Есенина русского футбола» сыграл Александр Петров. Увы! Создатели картины, по всей видимости, ожидают новых времен, чтобы снять кассовые сливки по максимуму. Да, на ряде сайтов фильм заявлен онлайн, но при запуске «Стрельцова» на кинопорталах «выпрыгивают» давнишние лент:
«Матч» Андрея Малюкова (2012), «Тренер» Данилы Козловского (2018). Или, на худой конец, «Движение вверх» Антона Мегердичева.
К счастью, нервозную ситуацию переломил довольно свежий биопик Василия Чигинского «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». «Черный паук» советского спорта (именно такое прозвище Яшину дали в Европе за специфическую манеру игры — бросался на мяч головой) выпрыгнул из сети «Интернет» вовремя. О современной спортивной киноконъюнктуре необходимо иметь комплексное представление, к тому же тот же Стрельцов не раз забивал голы в ворота легенды «Динамо». Идея заключалась в том, что эти фильмы о легендарных футболистах должны были выйти практически одновременно, как «два в одном». Но затея не удалась.
Впечатлениями от биопика Чигинского поделюсь попозже. Объясню, почему хотелось посмотреть кино про Эдуарда Стрельцова (1937 — 1990). Его считали одним из самых талантливых игроков своего поколения и, если бы судьба сложилась иначе, весь мир ставил бы на пьедестал первенства не Пеле, а советского Стрельцова.

Советский Пеле

Тренеры «Торпедо» заметили 16-летнего парня, когда он играл за заводскую команду. В 17 лет он начал выступать в высшей лиге и вышел на седьмое(!) место в списке лучших футболистов Европы, в 18 — в сборной Советского Союза стал лучшим бомбардиром чемпионата СССР, загнав в ворота противника 15 мячей за 22 матча. Физически сильный, быстрый, очень техничный и умный нападающий. Мог играть как в полузащите, так и на фланге. Забивал мячи любой частью тела! Большую известность получили его голы пяткой, которых не ожидали ни вратари, ни защитники.
В 1958 году 20-летнего футболиста обвинили в изнасиловании Марины Лебедевой (считается, что дело было сфабриковано) и осудили на 12 лет. Отсидел «от звонка до звонка» восемь. В 1965-м вновь стал выступать за «Торпедо» и дважды признавался лучшим игроком СССР. Тем не менее в сборную его больше не вызывали. Техника, скорость — все, чем прославился Стрельцов, исчезло. Великую силу безжалостно сгубили.
На сей счет есть несколько гипотез, одна из них — с конспирологическим душком. В 1956 году советская сборная по футболу выигрывает олимпийское золото. В результате в 1958-м о нашей сборной на чемпионате мира заговорили как о бесспорном фаворите.
Отсюда предположение: кому-то срочно понадобилось убрать с арены большого спорта звезду мирового масштаба Эдуарда Стрельцова.
Есть версия, что Стрельцова намеренно дезинформировали — сказали, что если он возьмет вину на себя, то… поедет на чемпионат мира. Парень молодой, наивный и доверчивый. Согласился — капкан захлопнулся. По другой версии, он отказался перейти в московское «Динамо» или в ЦДКА…
Стрельцов скончался 22 июля 1990 года от рака. Перед смертью признался родным, что ни в чем не виноват. Говорят, в конце 1990-х Марину Лебедеву не раз видели на могиле великого футболиста, кладущей цветы на надгробие…
Так что — замерли в ожидании премьеры. Только одно непонятно: как маленький и субтильный Александр Петров (рост — 174, вес — 67) будет играть громилу Стрельцова (рост — 182, вес — 80)? Наверно, точно так же, как великан Данила Козловский — миниатюрного Харламова в «Легенде №17». Чудеса кинематографа!
А еще хочется надеяться, что у сына Алексея Учителя все-таки получится настоящая драма, а не слезливая мелодрама. Как это, к сожалению, вышло с картиной Василия Чигинского «Лев Яшин. Вратарь моей мечты».

Вратарь не моей мечты…

«Черный паук», «Черный осьминог» — такими прозвищами награждали Льва Яшина за молниеносное перемещение и гибкость. Пик славы вратаря в неизменной черной кепке (чтобы солнце не светило в глаза — фирменное изобретение Яшина) и футболке с буквой «Д» пришелся на 1950 — 1960-е годы, когда сборная СССР, благодаря своему прыгучему гуттаперчевому голкиперу, завоевывала один трофей за другим. Он стал лучшим вратарем всего мира(!), единственным за всю историю футбола, получившим самую престижную награду — «Золотой мяч».
Как все это произошло, вы не узнаете.
О получении «Золотого мяча» упомянут, и то вскользь — в самом конце фильма. Две трети экранного времени занимает… слащавая мелодрама, а не рассказ о том, как состоялась карьера Льва Яшина (Александр Фокин). Повествование в большей степени ведется о трудностях семьи Яшиных после провального ЧМ-1962 в Чили. После этого на Яшина буквально «всех собак повесили»! Но он не сломался и уже через год вырвал свой «Золотой мяч». Первый советский футболист, удостоенный футбольного «Оскара»! И об этом — ни единого кадра.
История получилась вялая и скомканная. И тому есть логическое объяснение. Фильм снимался при содействии жены Льва Ивановича — Валентины Яшиной, которой, в конечном итоге, удалось перетянуть одеяло на себя. Отсюда все эти пасторальные поцелуйчики в сене, примерка норковых шубок и надутые губки: «Не буду я Яшиной, и не проси!» Так что не ждите ярких моментов из биографии Яшина и динамичных, запоминающихся матчей. Можете смело смотреть биопик с девушкой, и она не заскучает. Здесь нет и намека на красивую спортивную драму, чертовски не хватает спортивных эмоций, накала страстей на поле и напряжения. Сами матчи тут играют второстепенную роль. Включения «про спорт» сделаны для того, чтобы лишний раз подчеркнуть — фильм-то про вратаря, а не про его взбалмошную жену и пеленки.
Пожалуй, единственное, чего удалось добиться создателям картины, так это безупречно воссоздать атмосферу конца 1950-х — начала 1960-х: декорации, костюмы, грим, характеры переносят зрителя в ушедшую эпоху. Нет перегибов, все органично! Редкий случай в нашем кино, когда ощущаешь дыхание времени и сам дышишь его воздухом, а не отрыжкой сумбурного представления о представлении.
И на этом — все. Знаменитый предшественник легендарного голкипера Алексей Хомич, или «Тигр» (Алексей Кравченко), оказался куда характернее и объемнее Льва Яшина. Впрочем, не стоит обвинять актера в бездарности. В реальной жизни Лев Иванович был мягким, абсолютно бесконфликтным, приветливым человеком. Характер, достойный представлять миролюбивый трудовой народ.
Так что впечатление после просмотра двойственное.
С одной стороны, ощущаешь горькое послевкусие, что о легенде отечественного футбола сняли посредственный, какой-то «девичий» фильм, не дающий настоящих эмоций, свойственных тем, кто реально живет футболом. С другой — понимаешь, что не все было так уж и плохо. Да и финал хорош: Лев Иванович возвращается на свой родной стадион и, как в былые времена, дотрагивается до штанги. На удачу…
Трогает до слез.
Дождемся «Стрельцова»!

Автор: Анастасия Петракова, Рабочий путь

Похожие новости:

Метки:

 

Читайте также

Комментарии

Вы будете первым, кто оставит комментарий на данную новость.

Оставить комментарий